[араб. ] Абу-ль-Хасан аль-Мухтар ибн Абдун (ок. 1001, Багдад - 09.1066, окрестности Антиохии (ныне Антакья, Турция)), арабо-христ. ученый, несторианин. Получил богословско-философское и медицинское образование в багдадском предместье Карх, в т. ч. при крупнейшей больнице «аль-Адуди», под рук. Абу-ль-Фараджа Абдаллаха ибн ат-Тайиба аль-Ираки († 1043) и терапевта Абу-ль-Хасана Сабита ибн Захруна аль-Харрани, с к-рым первоначально вел заочную дискуссию, а впосл. общался лично. Занимался врачебной практикой, преподавал. Вел полемику с известным мусульм. философом, астрономом и личным врачом фатимидского халифа аль-Мустансира Али ибн Ридваном, для встречи с к-рым покинул Багдад в 1047 г. Рассказ о путешествии И. Б. включил в послание историку Хилалю ибн Мухассину ас-Саби, уделив особое внимание положению христ. общин (сохр. в извлечениях у географа Якута и биографа Ибн аль-Кифти). И. Б. поднялся вверх по Евфрату к Анбару и Рахбе, побывал в Русафе, Мосуле и Майафарикине, где познакомился с Илией бар Шинайей, к-рый посвятил ему соч. «Вопросы о Евангелии», а также с придворным врачом Абу Саидом Убайдаллахом (см. в ст. Бохтишо). Нек-рое время был семейным врачом при мункизидском правителе Шайзара. В Халебе (Алеппо) И. Б. был принят мирдасидским эмиром Муизз ад-Даулой Сималем и попросил разрешить ему заниматься в городе церковной и медицинской деятельностью. Несмотря на успешность врачебной практики, распоряжения И. Б. относительно постов, молитв и т. п. вызвали неодобрение христ. общины, состоявшей преимущественно из мелькитов (православных) и яковитов. Чиновник-христианин Абу-ль-Хайр ибн Шарара вынудил И. Б. покинуть Халеб, и тот отправился в находившуюся под властью византийцев Антиохию (подробное описание города содержится в письме к Хилалю ас-Саби), а оттуда через Латакию и Яффу - в Каир, где провел 3 года. Ссора с Ибн Ридваном из-за философских разногласий спровоцировала в 1054 г. отъезд И. Б. из Египта в К-поль, где он написал памфлет «Поражение врачей» (не сохр.), сформулировав в нем свою позицию, включавшую 7 пунктов: 1) предпочтение личного общения с учеными знакомству с их книгами; 2) несовершенное знание научных трудов как причина сомнений, препятствующих верному решению вопросов; 3) утверждение истины в уме, где еще не укрепилась убежденность в невозможном, проще ее внедрения в сознание, с к-рым это уже произошло; 4) отказ от вынесения поспешного суждения о создателях сочинений; 5) необходимость логически выверенного решения задач, исходящих из верных данных и правильных предпосылок; 6) доказательство своей интеллектуальной независимости от Ибн Ридвана; 7) определение понятия «физическая точка». Ибн Ридван написал возражение на трактат И. Б. в письме к лекарям Каира. Араб. врач Ибн Аби Усайбиа (ум. 1270) полагал, что И. Б., превосходя своего соперника в искусстве красноречия, уступал ему в знании естественных наук, однако биограф Ибн аль-Кифти (ум. 1248) безоговорочно признает авторитетность И. Б. во всем, что касается «наук древних» (т. е. точного знания). Спустя год после приезда И. Б. в К-поле началась эпидемия бубонной чумы, о к-рой ученый оставил записи. По предположению В. Р. Розена, пребывание И. Б. в городе могло повлиять на проникновение араб. терминологии и фармакологических представлений в соч. «О свойствах пищи» (Περ τροφῶν δυνάμεων) Симеона Сифа
.В 1055 г. И. Б. возвратился в Сирию. До самой смерти жил попеременно в Алеппо и Антиохии, где поддерживал отношения с правосл. врачом и хронистом Яхьей Антиохийским, в 1063 г. руководил строительством больницы. Не был женат и умер бездетным. Под конец жизни принял постриг с именем Иоанн (Юханна, Юванис) и удалился в один из антиохийских мон-рей.
Лит. наследие И. Б. отражает отмеченное эллинистическим влиянием (в первую очередь перипатетиков) мировоззрение араб. интеллектуала X-XI вв. Рассуждая о призвании ученого, он ссылается на Фемистия, а своими учителями признает медика Хунайна ибн Исхака, естествоиспытателя Ибн Хаммара и философа Ибн Зуру.
Наиболее известный труд И. Б. «Календарь здоровья» или «Укрепление/Восстановление здоровья» ( ) составлен в форме 40 таблиц, посвященных воздействиям на человеческий организм различных растений и видов пищи. Возможно, труд И. Б. стал источником для позднейших таблиц врача Ибн Джазлы (ум. 1100); в нач. XII в. был переведен на новоперсид. язык. Лат. перевод (Tacuini sanitatis Elluchasem Elimithar medici de Baldath) был осуществлен в сер. XIII в. Фараджем ибн Салимом по заказу короля Сицилии Манфреда и пользовался широкой известностью у европейских медиков, сохранился во множестве иллюминированных рукописей; впервые был опубликован в Страсбурге в 1531 г. Кроме того, известны фармакопея «Опора врачу в познании растений» (Алеппо, 1047), «Египетская статья в опровержение Ибн Ридвана» (Каир, 1049), назидательно-развлекательный очерк-макама «Приглашение врачам на манер «Калилы и Димны»» (К-поль, 1054). Гл. герой «Приглашения...», приехавший из Багдада в Майафарикин для занятий медицинской практикой, посещает званый ужин, устроенный главой местных врачей, к-рый решает испытать его знания. Сохранился комментарий к этому сочинению, составленный в XII в. в Багдаде Абу-ль-Хасаном аль-Аршидийаки. Известно также обобщающее соч. «Введение в медицину» и ряд трактатов по частным вопросам, в т. ч. о покупке и медицинском осмотре рабов, об излечении болезней лекарствами, доступными в условиях монашеской жизни, о методах лечения паралича (с критикой ряда положений античной школы Галена) и др.
Сохранился трактат И. Б. «О Евхаристии» (изд. частично с нем. пер.: Graf. 1938), написанный в К-поле по просьбе патриарха Михаила I Кирулария. Труд посвящен рассмотрению богословских, церковно-канонических и исторических оснований использования квасного хлеба для совершения Евхаристии.